Центр правовых коммуникаций "ПАБЛЕКС"
Центр правовых коммуникаций "ПАБЛЕКС"
Услуги центра

24.07.2015 19:20
Американский урок судебного PR
В конце 2012 генерал Джеффри Синклер, боевой ветеран и заместитель командующего 82-й Воздушно-десантной дивизии, был обвинен в сексуальных домогательствах. Инициатором его травли выступили СМИ, осудила его и общественность - задолго до того, как его дело стало рассматриваться судом.

Друзья и сторонники генерала обратились к pr-специалистам за помощью в судебном пиаре этого дела. Изучив вместе с адвокатами материалы дела, они поняли, что генерал хоть и сделал несколько неправильных шагов, однако он ни на кого не нападал. У него была внебрачная связь с офицером (служебный роман), при этом свою жену оставлять он не намеревался. Любовница, узнав об этом, решила разрушить его брак и сообщила его жене о связи, а правоохранительным органам – о факте надругательства над ней. Однако обвинительнице самой пришлось столкнуться с процедурой допроса, тесного общения с правоохранительными органами и фактами, ставящими под сомнение заявления «жертвы». Под таким натиском сомнительных улик, женщина призналась в двух случаях вступления с генералом в сексуальную связь добровольно.

В случае, если бы генерала осудили, он надолго остался бы в тюрьме. Его же обвинительнице обеспечили полную неприкосновенность в деле.
Команда pr-специалистов провела несколько дней, изучая материалы дела и показания: собственные дневники, которые вела «жертва насилия» и электронная переписка любовников резко противоречили тем фактам и словам, которые были даны женщиной под присягой в суде.

В агрессивной и напряженной политической обстановке генерал стал тем «мальчиком для битья», который был так нужен тогда вооруженным силам США. Задача pr-специалистов и состояла как раз в том, чтобы выровнять шансы обеих сторон в обществе и СМИ перед финальным испытанием - уже в суде. Поэтому пиарщики сознательно выбрали своей аудиторией военных, поскольку именно они, в первую очередь, были заинтересованы ходом процесса и, непосредственно, могли обеспечить в итоге принятие справедливого судебного решения. Их всеобъемлющая стратегия состояла в том, чтобы сделать публичным и прозрачным обычно закрытый процесс в военном суде. Они создали для сторонников генерала веб-сайт, на котором была изложена история его обвинений и несколько сот страниц письменных доказательств невиновности подсудимого. Всего за 5 дней сайт посетило 11 тысяч уникальных пользователей, а страницы были прочитаны 47 тысяч раз!

Однако аналитика показала, что пиарщики, со страниц своего сайта, говорили именно с той аудиторией, которую и планировалось «зацепить»: люди с военных баз и посетители из Пентагона. Этот подход был успешен еще и в том плане, что журналисты смогли увидеть неопределенность позиции «жертвы» и излишнюю эмоциональность ее обвинений, основанных на обиде из-за того, что генерал не развелся с женой ради нее. В свою очередь они внесли ясность и детальное честное освещение ситуации в прессе. Pr-специалисты были нацелены разоблачить «жертву»-диффаматора, при этом не отпугнув от выдвижения обвинений в последующем настоящих жертв сексуального насилия.

Pr- специалисты сосредоточились на военных и Армии США больше, чем на «жертве» насилия. С юридической точки зрения, дело сдвинулось, когда в 2013 году генерал Синклер привлек к защите по своему делу других адвокатов.
Во главе с Ричардом Шеффом, бывшим федеральным обвинителем, адвокаты раскопали убедительное свидетельство того, что обвинения «жертвы насилия» были несостоятельными, но, тем не менее, все же продвигались в суде. Цели адвокатов (отразить худшие обвинения клиента) и цели пиарщиков (преподнесение информации в правильном русле), наконец, совпали. Обе группы специалистов согласились, что публичность процесса должна в итоге вскрыть ложь любовницы генерала.

За неделю до начала слушаний в суде pr-специалистам пришлось плотно работать с журналистами Нью-Йорк Таймс, чтобы составить ряд драматических статей, в которых говорилось, что главный обвинитель по делу ушел в отставку в связи с опасениями, что «жертва насилия» могла лжесвидетельствовать на предварительном заседании. Другие национальные СМИ вскоре подхватили новости авторитетного издания и полностью встали на сторону генерала.

В Форт Брэгге pr-специалисты полностью взяли контроль над местными СМИ и проводили прямые включения с представителями защиты генерала дважды в день, устраивали регулярные брифинги и постраничный анализ судебных документов. В то время, как военные в суде закрылись от общественности, сторона защиты была полностью публичной. Журналисты оценили это и стали импонировать обвиненному в сексуальных домогательствах генералу.

Для команды пиарщиков решающих момент наступил, во время первого судебного заседания, когда на первой полосе Нью-Йорк Таймс появилась статья под заголовком: «Как провалилась попытка обвинить генерала в сексуальных домогательствах». Большое облегчение наступило, когда Правительство отказалось от обвинений в нападении против генерала Синклера и вменило ему серию мелких нарушений, не считающихся преступными в американском обществе.

Для команды pr-специалистов это дело не было просто делом, в котором требовалась бы стандартное pr-сопровождение. Ведь, не секрет, когда в дело вовлечены правительство, государственные органы, армия и иные сильные мира сего, обычные правила судопроизводства не всегда работают должным образом. В деле генерала Синклера адвокаты и пиарщики согласились с общей целью еще на раннем этапе работы над делом. В этом был один из залогов их успеха. Таким образом, совместными усилиями, они помогли военному герою очистить свое имя от ложных обвинений бывшей любовницы.

Перевод иностранного ресурса